grobyatina.narod.ru
главная гостевая Нетуристский Узбекистан мне в почту
Евангелие от Гробятины

Оправдание текста
"Гробятина" - просто мой традиционный сетевой ник, под которым меня узнали много людей, хорошим мнением которых о себе я дорожу, поэтому его не меняю. Это традиция, возникшая немножко благодаря иронии. "Ишак и Луна" и соответствующий текст на начальной странице этого сайтика - дань сарказму, которую, разумеется, не все понимают. Мои попытки знакомиться с женщинами через сайты знакомств благополучно проваливались после того, как я давал ссылочку на эту страничку ?, о чем, впрочем, никак не жалею. Sapienti sat - для понимающего достаточно. Ну и за громкое название вот этого текста - прошу прощения :). Не подражать же мне заголовкам типа "Как стать богатым и счастливым". Предназначен он для людей, оказавшихся вследствии физических проблем со здоровьем немножко вне обычного общества и потому столкнувшихся с проблемами, о которых средний человек и не задумывается.
Так что это "Евангелие" - для тех, кого общество считает инвалидами.Люди обычно заходят в Интернет отнюдь не для чтения длинных опусов, и читать этот текст имеет смысл только тем, у кого есть соответствующие проблемы.
Этот текст в формате Word можно также скачать тут (8 страниц, 100 Кбайт)

А недуг со мной хитрил поминутно:
То терзал, то отпускал на поруки,
И все было мне так странно и трудно,
А труднее всего были звуки...
...Ну и ладно, и не надо о славе...
Смерть подарит нам бубенчики славы!
А живем мы в это мире послами
Не имеющей названья державы...

            
Александр Галич
  Война
Есть в Интернете такой сайт – Дифуорлд.ру .Буквальный перевод - "мир глухих", и является он, как я понял, общественным сайтом российских глухих. Сами завсегдатаи этого сайта, однако, именуют его не "миром", а "Страной глухих", но мне это напоминает название нашумевшего фильма Тодоровского, и, похоже, само это словосочетание - оттуда. И что же оно означало в фильме? Если коротко: глухая девушка, озлобленная на окружающий мир, мечтала скопить денег и уехать в сказочную счастливую Страну глухих, где ей не придется унижаться. Фильм, помнится, имел большой успех у публики - что ни говори, оригинальный сюжет...
Я:
Почему я вообще оказался на этом сайте? Потому что сам глухой (неврит слуховых нервов после менингококковой инфекции - кто пережил, тот поймет) с 9 лет, и в теме что-то соображаю. Вот только от большинства глухих несколько отличаюсь. Оглох в 3-ем классе, после чего родители повезли меня в Москву (дело было еще в советское время) посоветоваться с московскими спецами, как со мной теперь быть. Был тогда в первопрестольной замечательный сурдопедагог - Ф.Ф.Рау, вот он им и посоветовал хотя бы попробовать оставить меня в обычной школе (не спецшколе для глухих), чтобы я речь не потерял. Для тех, кто не в курсе: хотя в спецшколах формально и полагается развивать у детей произношение, на деле редко какие педагоги с этим справляются, и в результате слово "глухой" у большинства обычного населения равнозначно слову "глухонемой". К этому еще вернусь... Попытка оказалась успешной - школу закончил благополучно, как мне потом рассказывали, учителя и через много лет про меня вспоминали и в пример ставили, так сказать – стал легендой. После школы с первой же попытки поступил на физфак университета - на общих основаниях, никаких сурдопереводчиков. Справился и с этим, да еще и закончил его первым по успеваемости на своей кафедре, с правом приоритетного выбора места работы. Должен заметить - мне всегда везло по жизни на замечательных людей и преподавателей, низкий им поклон. Потом работал в НИИ научным сотрудником, в частных фирмах. Одно существенное НО: чтение по губам я так и не освоил, при общении мне просто писали и пишут пальцем в воздухе. Языка жестов тоже не знаю, потому что всю жизнь среди слышащих, и не имею никакого глухого окружения. Это называется - свой среди чужих, чужой среди своих. А потому смотрю немного со стороны и на мир слышащих, и на мир глухих - и поэтому многое как-то больше бросаются в глаза. И, безусловно, что-то в "Стране глухих" и я могу понять неправильно, ибо и там я - немного иностранец
 Еще уэллсовская "Страна слепых" вспоминается - тоже противопоставление мира обычного и мира слепых.
Обычный человек глухого не разумеет - вроде бы он, глухой, и нормальный, руки-ноги на месте, но - проблема коммуникации выключает человека из обычного общества. Отношение примерно как к иностранцу (русское "немец" означает лишь, что человек "говорить и понимать по-нашему не умеет"), только хуже.
Средний человек не любит напрягаться и склонен проблемы с общением с другим расценивать как признак скудоумия этого другого.
Ситуации:
Сидим в горном кишлаке у дороги с моими слышащими друзьями, ждем попуток. Подходит местный житель, пытается со мной разговориться. Мой друг С. ему объясняет – глухой, мол, это (я то есть). Житель переключается на него и начинает рассказывать, что у них в кишлаке есть глухонемая. Подходит другой местный житель – поняв, о чем речь, но не зная обо мне, с возмущением говорит: зачем ты об этом говоришь, она глухонемая, нельзя так. В смысле - об убогих вообще нехорошо говорить, они вроде и есть, но лучше не замечать.
А вот пример поинтереснее.
В городе у нас, из-за террористической опасности, милиция подозрительных обыскивает. Как-то иду я домой со спортивной сумкой, набитой технической литературой, которая и привлекает их внимание. Спрашивают они документы. У меня на этот случай с собой пенсионное удостоверение (по инвалидности) и служебный пропуск научного сотрудника в физический НИИ. Проглядев сии корочки, отводят меня в отделение - наручниками к стулу, на голову - противогаз и затыкают клапан - колись, мол. Логика у них такая: раз я глухой, то никак не могу иметь такое образование, чтобы работать физиком - значит, документы липовые...
С другой стороны, приходится признать, что уровень образования глухих людей все же ниже, чем у обычных слышащих.
Не могу сказать, что сильно напрягался, когда учился сам, мне вполне хватало учебников и книг, а учителя, понимая это, особо не придирались к моему отсутствию на уроках, так что я частенько вместо урока играл в шахматы с замдиректора школы. Не считаю себя вундеркиндом, однако должен заметить, что родители еще до того, как я оглох, заложили во мне кое-какую тягу к знаниям, может это и сказалось. Плюс я уверен, что когда волей-неволей приходится штудировать учебник, толку от этого больше, чем от прослушивания рассказа преподавателя, тем более при заковыристом высшем образовании - тогда уж только конспекта лекции не хватает однозначно.
И еще один нюансик. Вторая сигнальная система, у человека отвечающего за мышление, связана именно с языком как средством передачи информации. Язык жестов, более-менее передающий суть того, что хочешь сказать, все-таки навряд ли способен передать смысловые оттенки и тонкости - и если человек привыкает даже мыслить дактильными образами, его мышление неизбежно сужается. В спецшколах же для глухих, хотя и положено развивать у детей звуковую речь, этому "положено" не шибко следуют, в результате даже позднеоглохшие дети, умеющие говорить, со временем полностью или частично теряют речь, переходя на общение жестами. И становится человек, сначала просто глухой, еще и немым. Причем со стороны, для слышащего человека, эти понятия становятся чуть ли не неразрывными. Глухонемых, общающихся непонятным образом жестами и мимикой, он-то видит, и они его раздражают, а просто глухого в толпе он не различит.
Ситуация:
Один раз в жизни мне хорошо помог русский мат.
После окончания своего физфака устраивался я на работу, а, по тогдашним порядкам, требовалось предъявить в отдел кадров справку о диспансеризации, пройдя всех спецов в поликлинике. И оказался я у ЛОР-врача, точнее, врачихи. Выяснив мой диагноз и состояние слуха, дамочка взяла и написала в листок: "глухонемой". А это ж для устройства на работу, мне лишние проблемы ни к чему. Поэтому прошу исправить: какой же я глухонемой, если я с вами разговариваю, я просто глухой ! Это она упорно игнорирует и предлагает покинуть кабинет. После 5-минутного препирательства не выдержал и обложил ее по-простонародному. Возникший скандал привлек главврача, который и разобрался в ситуации, учинив ей разнос. Однако то, что даже врачи-специалисты по данному профилю не шибко в теме разбираются, весьма характерно - что уж об обычных людях говорить.
Глухой окончил спецшколу - что дальше?
Ситуация:
Мое собственное поступление на физфак Ташкентского Госуниверситета было результатом моего упрямства и родительской хитрости. Упрямство понадобилось, когда при медосмотре (опять справочка для вступительных бумаг) врачиха мне безапеляционно заявила, что глухим в обычные вузы поступать запрещено. Реально такого запрета не существовало, но она (специалист!) просто подогнала ситуацию под собственное понимание. Несмотря на эту угрозу, справочку я упрямо оформил до конца и понес ее в приемную комиссию. Тут уж комиссия засомневалась - как это глухой будет учиться, как ему что-то объяснить? Пришлось родителям схитрить: уговорили председателя, что, мол, пускай мальчик попробует пройти экзамены, все равно ж провалит ? Экзамены я не провалил, еще и 1,5 бала сверх проходного набрал. Отказывать мне в приеме стало уже неудобно, пришлось принять.
Учился я на общих основаниях: тетрадь соседа слева, тетрадь соседа справа, препод пишет на доске - все конспектируешь, не вникая (иначе отстаешь от лекции), дома берешь книги и разбираешь - откуда эта формула, откуда та. Ничего, справился.
Ну, это - я... На курсе был еще парень-инвалид на костылях: вроде с прослушиванием материала проблем нет, в отличие от меня, но - каждый день тащиться на 4-й этаж и т.д. - кому тут труднее?.. Короче, он выдержал лишь 3 месяца.
В Москве, в Баумановке, давно существует жестовой сурдоперевод для глухих студентов. Это же есть и в некоторых других российских вузов, а кое-где группы глухих студентов вскладчину нанимают сурдопереводчиков для себя. Есть наверное и заведения типа спец-ПТУ для глухих. При СССР была какая-то система трудоустройства глухих, вместе с СССР рухнула и она. В крупных городских центрах ситуация может, и налаживается, но куда податься глухому в глубинке, как работать? Да и сроки обучения в спецзаведениях для глухих, на мой взгляд, умопомрачительные. Когда обязательное среднее образование в обычных школах было 10-летним, в Москве, в специнтернате для глухих, готовивших ребят именно к поступлению на эти отделения в Баумановке, срок обучения был 12 лет, недавно мне где-то попалась инфа, что сейчас, если глухой хочет поступить в ВУЗ, ему уже надо учиться 16 лет! Это какая же нагрузка и на него и на его родственников!
На deafworld.ru ... впрочем, цитирую дословно из форума на сайте:
Была я вчера на консультации у абитуриентов.
И вот что меня поразило.Педагогиня спросила ребят: "Какие профессии могут освоить глухие и слабослышащие?"То что отвечали ребята ввело меня в шок: наклеивать марки, клеить конверты, рассылать письма, наклеивать этикетки, кроить... самой "благородной" профессией была названа учительская работа. И всё!!!!
Хотя на этом форуме постоянного народа довольно много, обсуждение поднятой темы оказалось весьма вялым и быстро заглохло. К чему бы это, ведь как будто актуально? Как с горечью заметила на форуме "Дифуорлда" та же форумистка, сколько глухому себя не накачивай и не бодрись, все равно нет-нет да и возникает ощущение, что жизнь - это постоянная изматывающая война с обстоятельствами, причем зачастую с такими обстоятельствами, которые обычный человек вовсе не воспринимает за трудности. Вывод не нов и наверняка понятен каждому глухому, да и вообще инвалиду. еще в Российской империи этак в 1912 г. проводили опрос населения, по результатам которого был сделан глубокомысленный вывод: "население не сочувствует глухим".
Вьетнамский синдром:
Он же афганский - психологический посттравматизм вернувшегося с войны, при котором никак не можешь заставить себя жить по нормам мирного времени, "просто радоваться жизни" и воспринимать обычные ценности обычных людей как свои, привычные... коротко говоря - внутренне ощущение продолжающейся войны при внешней видимости мира. Вот прекрасное поле для спекуляций психологов-мозговедов! Состояние, в котором находятся глухие в мире слышащих, если они пытаются интегрироваться в этот мир, очень похоже на вьетнамский синдром, и неизбежно возникают соответствующие психологические проблемы. Ну а поскольку лично я, автор, это хорошо понимаю, приходится себя контролировать и не скатываться в черную философию - спасает по жизни изрядная склонность к иронии. Но от жестких оценок никуда не денешься, ничего не поделаешь ...
После 1912 г. ничего в этом плане и не изменилось. Проблемы встретившегося на улице или в транспорте слепого или безногого всем понятны, при необходимости ему могут помочь без всяких просьб. Обнаружение же того факта, что встретившийся человек - глухой, большинство людей только раздражает. Как будто все внешне в полном порядке, жаловаться не на что : руки есть, ноги есть, голова есть... остальное - его проблемы и тебя не касается...
Два мира: Работа:
Ноги есть, руки есть, мозги есть... К сожалению, для нормального существования только этого хватает разве что в устоявшемся обществе со стабильной экономикой. В славном нашем постсоветском бардаке, что называется, волка ноги кормят. Вариантов основных два: постоянная работа с подчиненностью начальству и "свободное художничество" в разной степени - от случайных заработков через совмещение постоянной работы с левыми заработками, до частного бизнеса. Лично я прошел все, кроме своего личного бизнеса. При этом могу сказать, что за всю жизнь, сменив 4-6 мест работы, ни разу сам никуда не напрашивался - всегда меня только приглашали, причем всегда в коллективы слышащих - результат для глухого неплохой. И для слышащего-то порой работу найти - проблема, а для глухого - это проблема в квадрате. Для меня задача поиска работы никогда не была актуальной - знаний и умений набрался достаточно, на что-нибудь спрос всегда есть. Однако имеется, из моего личного опыта, одно жесткое НО: на единицу дохода от работы ты должен пахать вдвое-втрое больше слышащего коллеги - и это и есть цена твоего нахождения в мире слышащих. Механизм тут простой: у кого информация (выгодный заказ, знание, например, запросов конкурентов и т.п.), у того и заработок больше - а информации больше у тех, кто сможет ее услышать раньше тебя. Поэтому тебе обычно оставляют наиболее тяжелые и проблематичные и при этом наименее выгодные заказы. Еще нюанс: каким бы реально отличным работником ты ни был, начальство склонно полагать, что, давая работу тебе, глухому, оно оказывает тебе благодеяние, и на зарплате можно съэкономить; а если имеешь дело со слышащими коллегами, то, как бы отлично они к тебе не относились - все время норовят слупить, так сказать, "посреднические", например, связав тебя с выгодным заказчиком не напрямую, а через себя - под предлогом, что заказчику неудобно иметь дело с глухим. Все это привычно, но иногда напрягает, и никогда не улучшает настроения.
Проблема глухого в слышащем мире, сколь бы он ни вкалывал - отсутствие уверенности, что работаешь на себя.
Два мира: Отдых:
«Слышащий мир» создает индустрию развлечений, исходя из собственных представлений, что интересно а что нет. Самое простое тут – завалиться у телевизора или, для молодежи, сходить куда-нибудь где музыка и танцы.
Не вдаваясь в нюансы, сразу замечу, что глухой, желающий мало-мальски толково и нескучно отдохнуть, просто вынужден изобретать что-то более активное и познавательное – поскольку основные виды отдыха, предлагаемые индустрией развлечений, так или иначе завязаны на звук. Соответственно, концерты как в реальности, так и по ТВ отпадают, театр или кино сильно ограничиваются (хотя раньше я достаточно часто смотрел фильмы в кинотеатрах, успешно додумывая содержание фильмов), танцульки представляются просто скучными, и т.д. Можно сходить в музей или на выставки, если у тебя уже достаточно знаний, чтобы понять, что ты там видишь – толкования экскурсоводов – это не про тебя. Даже извечные людские посиделки в теплом кругу превращаются в проблему, если тебя окружают именно слышащие – слишком часто это времяпровождение сводится к сидению в углу и созерцанию чужого веселья. Так что, если не хочешь умереть от скуки, когда у тебя нет работы или надо отключиться от нее – крутись, изобретай собственные виды отдыха. Я, например, в таких случаях сажусь на велосипед и часа 3-4 гоню наугад по незнакомым дорогам или беру рюкзак и двигаю на несколько дней в горы. Вообще-то это иногда опасно (представьте себя в палатке в глухом ущелье ночью – обычный человек во сне подсознательно прислушивается и проснется от любого странного звука, ты же обречен, закрыв глаза, на полную потерю информации извне), ну да что делать… А если нет возможности куда–то вырваться, можно или новую специальность осваивать или побегать вокруг дома – в зависимости от вида усталости.
Но в любом случае отдых приходится планировать, не рассчитывая на привычные слышащим способы.
Два мира: Личная жизнь:
Кто о чем, а вшивый о бане :) - в том смысле, что при мужском писании тему отношений с противоположным полом не обойдешь. Да и смысла нет это замалчивать. Я, оглохнув в 9 лет, всю жизнь провел среди слышащих, и если что-то выиграл, то что-то и потерял. Хочу предупредить родителей, которым придется решать вопрос – оставлять ли оглохшего ребенка среди слышащих сверстников, или, скажем, отдать его в спецшколу – в личном плане среди слышащих ему будет тяжко! Конечно, я основываюсь на личном субъективном опыте, да еще мужском, у девочек, может быть, было бы чуть полегче, им не надо морочиться проблемами мужского самолюбия. «Обычные» люди совершенно не задумываются над тем, какую роль в их отношениях играет, например, телефон - а это по сути Купидон от техники – с его помощью можно в удобный момент и о свидании договориться, и помириться после ссоры, и т.д. Глухой такой возможности лишен, если не желает вмешивать в личные дела посторонних людей. Я немного пробовал найти женщин на сайтах знакомств, не сообщая им сразу, что глухой - и, как правило, в определенный момент возникало предложение им позвонить… и на этом обычно все и кончалось. Нормальная слышащая женщина совершенно не обязана брать на себя дополнительные сложности, возникающие из-за затрудненного общения, отсутствии возможности оперативной связи по телефону и т.д. – все это превращает элементарную для слышащего задачу знакомства в довольно-таки сложное предприятие. А если проблема знакомства и решена – женщина довольно скоро сталкивается с тем, что описано выше (осложненность отдыха, сильная занятость мужчины работой при внешней малоэффективности этой работы), да и просто текущие дела с таким мужчиной не всем хватит терпения обсуждать письменно.
Плюс, если мужчина не самодовольный осел, он сам нет-нет да и будет мучиться неуверенностью – не напрягает ли он свою женщину? Плюс – возможность им однажды обнаружить, что предпочтение отдается человеку никак не лучше тебя, а то и откровенно хуже – лишь потому что на повседневном уровне с ним удобнее иметь дело – настроения тоже не поднимает…
Да еще плюс тот факт, что у глухого человека по сравнению со слышащим более-менее сдвинута шкала ценностей – то, что большинство обычных женщин может считать для обычного мужчины или для себя самой достоинством, для глухого - полная ерунда. Пресловутые «стервы», считающие себя «сильными женщинами», могут отнюдь не восприниматься глухим как сильные, скорее наоборот, а донжуаны-сердцееды, похваляющиеся своими успехами среди женщин, легко проверяются простеньким тестом: те женщины, среди которых они и добиваются успеха, совершенно неспособны на малейшее усилие, необходимое для отношений с глухим. ..
Так что содержательные отношения глухого и слышащей – та еще проблема.
Вот поэтому и происходит в основном, что глухие женятся на глухих – и тогда они еще больше отдаляются от «нормального» человеческого общества, выделяясь в какую-то касту.
Два мира: Экзотика:
Как-то на сайте «Страна глухих» энтузиасты затеяли акцию «Мы говорим!». Смысл ее был такой: поскольку в шаблонном восприятии слышащих «глухой» и «глухонемой» - практически синонимы, глухие организовали в театре представление для опровержения этого шаблона – пели, произносили речи и т.п. Сам я свободно болтаю и даже умудрялся получать хвалебные отзывы от караоке за свои жуткие песнопения (ну на то оно и караоке :) ), но вот такая постоянна необходимость доказывать кому-то, что ты не экзотический верблюд, порой убивает! На таком фоне нарваться на какую-нибудь газетную статью, в которой автор умиляется, что вот некий глухой осилил вуз – боже, какая радость…

Госпиталь
Где идет война, там положен и госпиталь, а к нему приложение – сестры милосердия (и братья тоже), врачи и знахари.
Первый раз я попал на какой-то сайт глухих случайно, что-то шаря в поисковиках, и после первой же прочитанной на этом сайте фразы «Во имя милосердия…» тут же его закрыл.
На «Дифуорлде» прошлой осенью обсуждалось приуроченное к Международному дню глухих обращение к президенту и правительству России с просьбой ввести наконец на государственных ТВ-каналах субтитры хотя бы в части передач и фильмов. Начиналось оное обращение тоже с поминания милосердия, что мне так не понравилось, что пришлось предлагать свой вариант, в котором о просьбах и речи не было – скорее деловое предложение. В конце концов, после многих переделок, именно мой вариант «обращения» завсегдатаи форума «Дифуорлда» и приняла за основу.
Основной дифуорлдовский спец по таким делам – Mishael, меня правда, хорошо поругал, напирая именно на «общечеловеческие ценности». Ну ему и карты в руки - как я понял, человек или профессионально, или просто по интересам близко связан с проблемами и правами инвалидов, массу соотвествующего материала вы можете найти на его сайте. Но подход у него достаточно «западный» и больше годится для богатого и сытого общества, у которого есть соответствующие средства для помощи инвалидам. Но все это весьма малопригодно в небольших городках и просто в захолустье. Так что для большинства это «нереально, нежизненно».
Особая проблема для родителей - воспитание детей-инвалидов, в том числе глухих. Тут я весьма мало в курсе, могу порекомендовать сайт для таких родителей - Город Золотой.

Есть еще организации инвалидов, вроде ВОГ (бывш. Всесоюзной организации глухих), и ее наследников. Сам я с такими имел весьма мало дела, чему-то они помогают, но слишком уж часто возникают скандалы со всякими махинациями верхушек таких организаций (воровство гуманитарной помощи например). Так что оставим их без обсуждения.
Верующим людям, наверное, очень помогает помощь служителей церкви, например на форуме «Дифуорлда» постоянно присутствует отец Вениамин, за что ему спасибо. Но лично я к церкви отношусь нейтрально, слепая вера – не совсем мое.
Лично у меня несколько скептическое отношение к обычным формам благотворительности.
Вот для примера когда-то вычитанная мной в газете реальная история:
В некоем городе администрация местного детского дома (брошенные дети) додумалась до инициативы: «приходящие родители». Затея была такая: желающие бездетные пары приглашаются взять на себя каких-нибудь детей на выходные, не усыновляя их. Мол, пусть дети порадуются. Сначала все было отлично: приходят энтузиасты, увозят детей, возят их куда-нибудь, показывают-учат-лелеют… и т.п. Дети счастливы и ждут следующих выходных. Через некоторое время «приходящие родители» на выходные не приезжают: заняты… И так все чаще, чаще… пока не пропадают совсем… Потом детские психологи ругались по-черному и с огромным трудом восстанавливали психику детей, с которыми обошлись как с надоевшими игрушками.
Нравится это кому-то или нет, эта история и есть иллюстрация благотворительности в подавляющем большинстве случаев. Потому что Большинство людей отнюдь не намерены взваливать на себя хлопоты о ком-то надолго, им достаточно лишь восхититься какое-то время собственным благородством – с возможностью при желании в любой момент избавиться от такой обузы.
Так что – не надо ни от кого требовать того, что он может не осилить, в том числе и «милосердия»!

  Мир
Итак, что имеем?
Раздел первый, «Война» – суть сводится к ограниченности свободы выбора глухих по сравнению с обычными людьми.
В разделе втором, «Госпитале», получается, что попытки рассчитывать на помощь обычных людей глухим тоже не очень надежны – поскольку при этом возникает риск ограничения свободы уже их выбора., что лишь вызовет отторжение.
Потратив изрядную часть жизни на интеграцию с миром слышащих, я в конце концов пришел к выводу, что это – довольно-таки бесполезное и малопродуктивное занятие, ощутимая стена всегда остается. Для глухого это – несколько чужой ему мир с отличными от его видами отдыха и работы, пониманием ценностей и трудностей, привычками и повседневными заботами; играть по чужим тебе правилам – занятие нудное и малоэффективное.
Так что если уж человек стал глухим, лучше ему сразу определить цели, задачи и методы их решения, и ради изложения своих собственных выводов я и затеял вот это писание.
И получилось у меня так:
1. Не надо пытаться встраиваться в мир, который тебя все равно не примет как своего – в любом случае твоя «особость» будет чувствоваться и тобой и им.
2. Не надо уходить в свою специфическую «Страну глухих» – это как добровольная резервация, в которой все ограниченно – от радостей до возможностей развития.
Возникает противоречие – «ни туда, ни сюда». Ну и что делать тогда?
Мое предлагаемое решение такое: между миром глухих и миром слышащих возникла полоса пересечения – вот в ней и надо поселиться! И эта полоса - это та зона, где большинство слышащих не имеют какого-то реального преимущества перед глухими, а глухие – не имеют оснований считать себя в более сложной ситуации, чем слышащие. Может быть, у большинства глухих даже есть в этой зоне небольшой плюс по сравнению со слышащими - именно в том, что глухим не нужен звук.
Я имею в виду компьютерные технологии и интернет!
Раньше их не было, теперь пришло время задуматься – как нам, глухим, их использовать?
Для наглядности перечислю то, как использую их я, глухой уже 33 года, познакомившийся с Интернетом лет 5 назад:
  • Самообразование: в Интернете сколько угодно информации и справочного материала на любую тему, бери – не хочу! Полностью снимается проблема поиска и покупки дорогущих учебников и руководств. Почти все, чему новому я научился за последние 5 лет (микроконтроллеры для электроники, веб-дизайн, некоторые технологии программирования и пакетов вроде «Фотошопа») – это оттуда.
  • Работа: лично у меня, как уже говорил, вполне достаточно работы в реале, но уже приходилось зарабатывать веб-дизайном и программированием. И для глухих и вообще инвалидов тут – широчайшее поле деятельности. Существует немало предложений «удаленной работы», когда ты - дома у компа, твой заказчик – безразлично где, но связь с ним всегда есть благодаря Интернету. Считаю, что для глухих и инвалидов это совершенно идеальный вариант – мы-то как раз привыкли к самостоятельной работе в сторонке от коллектива, нам именно это и удобно! Конечно, тут есть свои сложности (скажем, порядочность заказчика в смысле оплаты), но все это решаемо, а главное – есть независимость от посредников – «благодетелей», есть нормальное соотношение затраченных усилий и заработка.
    Сам я в настоящий момент осваиваю интернет-трейдинг на американских и европейских электронных биржах. Дело хитрое, нужны хорошие аналитические мозги и крепкие нервы, но, думаю, справлюсь. На мой взгляд – способ обеспечения собственной финансовой и материальной независимости это для глухого или инвалида идеальный.
  • Связь, информация и общение: Почти всю информацию о текущих событиях я получаю из Интернета, и после этого ТВ или пресса – всего лишь второстепенное дополнение, так что можно сказать, что задача решена. С фильмами – чуть посложнее, но фильмы на DVD все более доступны, проблема с ними в том, что далеко не всегда выпускающие их «пираты» снабжают диски субтитрами – зато эти субтитры можно найти в Интернете, и перезаписать диск с субтитрами или просмотреть его на компе – дело техники. Недавно я просто разместил запрос о сценарии одного фильма в «Википедии» (интернет-энциклопедия) – и через полчаса какой-то совершенно неизвестный мне человек прислал искомый сценарий.
    С общением дело тоже становится лучше при наличии компа и Интернета. Полностью живое общение виртуальное не заменяет, зато предоставляет возможность находить реально интересных людей независимо от их местонахождения. Все же глухота в каком-то смысле хороший фильтр – она предохраняет тебя от общения с пустоголовыми людьми, а письменное интернет-общение в какой-то степени заменило эпистолярный жанр – в котором надо уметь выражать свои мысли! По опыту своего общения в вирте у меня сложилось впечатление, что те, кому нечего сказать в чате или на форуме, как правило, не годятся для общения с глухим и в реале. И чисто технически Интернет предоставляет кое-какие средства для компенсации невозможности пользоваться оперативной телефонной связью – от приема и отправки SMS до чатов и «аськи».
    Ну а что до личной жизни… Если бы я был помоложе, то, наверное, ударился бы в разгул – знакомства и общение в вирте – штука весьма эффективная, если у тебя есть мозги; вот уж пожаловаться на отсутствие популярности у чатовских девушек я не могу ? Просто моя возрастная категория женщин – уже постарше, а у них - свои проблемы и недоверие. В общем, жалко, что я не имел под рукой Интернета лет 15-20 назад…


  Summary
Вы еще не научились радоваться трудностям?
Надпись на одном из высочайших тибетских перевалов, приведена в «Дороге ветров» И. Ефремова

Резюмируем коротко.
Я привел те свои соображения, которые надумал в течение жизни. На данный момент мой опыт жизни в глухоте – 33 года. Хоть я и занимался всю жизнь постоянным преодолением обстоятельств, о которых слышащий человек и не задумывается, и приходилось все время изменяться и учиться, все же возраст сказывается, и меняться снова – это уже происходит со все большим скрипом.
Моя точка зрения – полная инкорпорация глухого в мир слышащих весьма маловероятна, а житие в своем изолированном мирке – малопродуктивно, да и малоинтересно. Расчет на всякую там благотворительность – это и унизительно и неполно – в любом случае тебе всегда смогут дать меньше, чем имеют сами.
Зато современная техника предоставляет глухим, да и вообще инвалидам, свою нишу – компьютеры и сеть! И в этой нише решаемо все – и финансово-материальная независимость, и образование, и связь , и вообще – полноценная жизнь.
Так что, если человек оглох – в первую очередь ему надо не что-то, а компьютер и выход в Сеть – все остальное он сможет добиться для себя сам!

И, не удерживаясь от сарказма: дети мои, я стар и мудр как Моисей – и вот вам ваша Земля обетованная: компьютерные технологии и сети – это ваш мир, здесь вы – свои, и это и есть ваша Страна Глухих – не конфликтующая с другим, более широким миром, а являющаяся ее частью, и, более того, его новой частью , которую расширять вам – с Богом !

М.И. сентябрь 2005-июль 2006, Ташкент

   Дополнения
После первых отзывов на этот текст мне пришлось добавить кое-что еще.
  • Слышащая женщина, которая меня вообще практически не знала (вирт - знакомая) заметила, что это не «Евангелие», а «Откровение», глухая женщина – сказала, что я хорошо описал ситуации, которые она знает по собственному опыту. К сожалению, такого понимания – мало! Я пытался предложить свой вариант решения проблем глухих их же собственными силами, и предшествующее этому описание – всего лишь анализ, какие именно проблемы возникают и должны быть решены.
  • Прошу заметить, что упор делается не на разделение миров инвалидов и обычных людей, не на попытки втянуть инвалидов в мир обычных людей, а на объединение этих миров путем размывания границы между ними – компьютерные технологии это позволяют, что еще как раз не осознано до конца. Так что получится просто более широкий общий мир, в котором инвалиды получают свою сферу деятельности, в которой у них даже есть преимущества перед обычными людьми – хотя бы потому, что налицо их заинтересованность в максимально эффективном использовании компьютерных технологий. Если за дело взяться всерьез – не удивлюсь, если через 15-20 лет эта сфера станет «цеховой специальностью» инвалидов – как жители степей становятся скотоводами, а прибрежные народы – рыболовами.
  • Особый вопрос – это воспитание неслышащих детей в слышащем окружении. Самое сложное тут для ребенка – угроза изоляции его среди сверстников. Лично мой опыт был таким: родители еще до того, как я оглох в 3-м классе, основательно приучили меня к чтению, что меня всегда спасало в дальнейшем. В 12 лет я сделал свой первый самодельный микроскоп, в 13-телескоп, в 14 – увлекся химией. Все это – по книгам и журналам, которые мне приносили родители (а теперь все это еще более доступно в Интернете). Выливалось это в организованные мной походы ровесников на болотца (за сбором тины, которую потом рассматривали в микроскоп), лекции о звездном небе и мальчишеские опыты со «стратегическими ракетами». Я это к тому, что дети и подростки, окружающие ребенка – инвалида, оценивают его так же, как и любого другого сверстника – по тому, насколько с ним интересно и насколько он авторитетен, его физический дефект тут – дело десятое. Предрассудки на эту тему – болезнь взрослых. Так что, чтобы помочь ребенку и подростку – инвалиду чувствовать себя своим в компании обычных ровесников – самое важное, опять-таки – дать ему возможность самообразования – для этого и требуется доступ ему к интернету! Остальное все решится само по себе, если он станет для ровесников интересным. И, кстати, занятость и увлеченность подростка-инвалида какой-то задачей хорошо отвлекают его от возможных мрачных мыслей – и общаться с ним окружающим становится проще, налаживается коммуникабельность. Рядом с моим домом – Интернет – кафе, вокруг которого тусуются окрестные старшеклассники, в их компании есть парень с сильными признаками ДЦП – и я заметил что к нему не просто хорошо относятся – девушки, можно сказать, о нем по-настоящему заботятся.


Хостинг от uCoz